Записки концертмейстера балета

Цель этих записок-помощь начинающим концертмейстерам балета. Надеюсь, что, прочитав их, они быстрее и успешнее войдут в курс дела. Поймут особенности, подводные камни своей работы, трудности с которыми придётся столкнуться при оформлении музыкального сопровождения уроков классического танца. Эти уроки являются важной частью, основой в работе и воспитании артистов балета всех направлений, учащихся хореографических школ, училищ, участников детских и взрослых профессиональных и самодеятельных коллективов.

Существуют три подхода к музыкальному оформлению уроков классического танца:

  1. Некоторые концертмейстеры, обладатели этой счастливой способности, импровизируют музыкальные отрывки для урока. Эта способность даёт ряд преимуществ: позволяет свободно владеть музыкальным материалом, следить за танцовщиками и мгновенно откликаться на изменения темпов и характера движений. Но само качество музыки, из того, что мне доводилось слышать, оставляет впечатление некоторого однообразия мелодических оборотов и гармонических последовательностей. К тому же, надо признать, что приверженцев импровизации на классических уроках не так много.
  2. Другой подход основан на сочинении музыкальных фрагментов к каждому упражнению на уроке. Такие устремления концертмейстеров, безусловно похвальны и заслуживают уважения, но, как правило, возникающая при этом музыка носит прикладной, графоманский характер и не выходит за эти рамки. В принципе, каждый профессиональный музыкант в состоянии сочинить музыкальный фрагмент на 32–64 такта в нужном характере и размере. Другой вопрос, нужно ли это делать и будет ли этот фрагмент ярким и художественно значимым. Как правило, далеко не всегда.
  3. Гораздо больше распространён третий подход к музыкальному сопровождению классического урока, основанный на использовании музыки известной уже десятки и сотни лет, написанной талантливыми, а то и гениальными композиторами, либо музыки разных народов, сохранившейся в устной традиции, а затем записанной фольклористами. Эта музыка доступна, учитывая, что существуют огромное количество сборников, хрестоматий, ритмик, где музыкальный материал для урока уже структурирован по каждому упражнению. Для начинающего концертмейстера это хорошее подспорье. В дальнейшем можно поискать свой эксклюзивный репертуар. Такой подход позволяет сделать сопровождение к уроку неисчерпаемо многообразным, используя музыку разных эпох, стилей, жанров, направлений: опера, балет, симфоническая музыка, фортепианная, скрипичная, вокальная, оперетта, мюзикл, народная, эстрадная, поп музыка, золотые джазовые стандарты, музыка из кинофильмов-всего не перечислить. Существуют хрестоматии историко-бытового танца, народно-сценического танца. Музыку из этих сборников можно играть и на классических уроках. А все, что угодно, хоть «Чижик-Пыжик» и «Цыплёнок жареный», лишь бы это подходило по темпу, размеру и соответствовало характеру движения. Чтобы музыка на уроке не выглядела слишком пёстрой, её можно и нужно структурировать по стилю, жанру, вплоть до создания монографического класса, посвящённого творчеству одного композитора.

ОБ ИСПОЛНЕНИИ МУЗЫКИ НА УРОКЕ

Предполагается, что концертмейстер выбирает для урока музыку, которая ему нравится, которую хочется играть. И вряд ли он позволит себе играть её кое-как. Хотя, всякое в жизни случается. Если музыка на уроке исполняется не качественно или формально, то это расхолаживает танцоров. Исполняемая должным образом музыка, подстёгивает занимающихся классом, побуждает стараться, и происходит это на подсознательном уровне. Так что от концертмейстера многое зависит, по моему глубокому убеждению.

Музыка и Танец изначально неразрывно связаны друг с другом. Из этого следует, что характер каждого упражнения на уроке классического танца диктует выбор определённого темпа и характера музыки. Следовательно, в этом узком смысле музыка на уроке имеет прикладной характер. Педагоги на уроках классического танца дают комбинации только квадратного строения, соответственно и музыка может быть только квадратной структуры (8,16,24,32,48,64, и т. д., до 128 и более тактов). Если вам очень хочется сыграть на уроке определенное произведение, и оно отвечает всем параметрам, кроме квадратной структуры, существуют простые способы преодолеть эту маленькую неприятность. Это реприза-повтор, при помощи которого вы можете восполнить недостающие такты, либо купирование, с помощью которого вы можете убрать расширение, лишние такты. Конечно, делать это надо осторожно, не слишком греша против музыки автора и вкуса. В этом случае оправданием служит то, что играется, как правило, не всё произведение, а только его фрагмент, к тому же звучит он не на концерте, а всего лишь на репетиции. Остаётся надеяться, что автор будет снисходителен к вам и всё простит. Когда педагог предлагает новую комбинацию, (обычно класс обновляется каждую неделю) не стоит играть новую музыку, которую танцоры раньше не слышали, а также музыку сложную для восприятия, так как это сбивает танцовщиков, затрудняет им освоение новой комбинации. Через пару дней можно играть и новую, и более сложную музыку.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ВСТУПЛЕНИИ К УПРАЖНЕНИЮ

На вступление к любому упражнению на уроке отводится два или четыре такта. Это время необходимое для того, чтобы танцовщики сделали подготовительные движения к упражнению (препарасьон). Музыка вступления должна удовлетворять нескольким требованиям.

  1. Быть ясной, понятной, чтобы танцовщики без всяких затруднений понимали, когда следует начинать комбинацию.
  2. Музыка вступления должна быть в том же темпе и в той же тональности, что и музыка основного движения.
  3. Если произведение начинается с затакта, то вступление будет короче на столько же долей, сколько долей в затакте, либо вступление следует начать с затакта такого же размера. Конечно, можно подготовить два вступления одно-двухдольное, другое-трёхдольное и играть их всегда, к любому сочинению. В этом случае танцовщики будут понимать, когда вступить и какой последует темп. Но на мой взгляд этого недостаточно. Артисты балета, в своём большинстве, люди музыкальные и уже по вступлению должны понимать какого рода музыка, какого характера, жанра последует после вступления. Уточняя мысль, отмечу-уже по вступлению должно быть понятно, какая музыка последует дальше: вальс, мазурка, цыганский или венгерский танец, танго, хабанера, ноктюрн, и т. д. Уже во вступлении нужно использовать избранный автором характер сопровождения мелодии: аккордовый, бас плюс аккорд, фигуративный, или какой-либо другой. Для того, чтобы достигнуть этой цели, можно использовать авторское вступление, или его часть, если вступление слишком длинное. Так же можно использовать любой кадансовый оборот (окончание фразы, предложения из исполняемого сочинения).

О ФРАНЦУЗСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ В БАЛЕТЕ

Если в музыке при обозначении характера и темпов произведения принято использовать, как правило, итальянскую терминологию, то в балете для обозначения движений используется французская. Так сложилось исторически, именно Франция -Родина классического балета. Хорошему концертмейстеру балета необходимо знать основные французские термины и мысленно представлять себе движения, которые они обозначают. Это знание позволит правильно найти нужный темп, для предложенной педагогом комбинации, причём даёт возможность сделать это заранее, даже если педагог объясняет комбинацию на словах, без показа, прибегая только к французской терминологии. Знание терминологии важно ещё и потому, что комбинация состоит не только из основного движения, по названию которого она обозначается, но всегда комбинируется с другими па. Иногда эти сочетания требуют изменений темпа внутри одной комбинации. Кстати, о темпах.

ТЕМПЫ НА УРОКЕ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

Темпы в балете очень важны. Если музыкант в ансамблевой игре всегда должен слушать и слышать партнёра, то концертмейстер балета обязан, хотя бы время от времени, посматривать за танцорами. Необходимо делать это в начале комбинации, когда определятся темп или, если это вращения, прыжки на середине, когда вступает новая группа или солист, часто с несколько другим темпом. Имеются в виду движения, исполняемые в очередь, без перерыва. Разумеется, для этого надо свободно владеть материалом и не бояться оторвать взгляд от нот.

При подборе музыки к упражнениям, темп, указанный автором, является основным, точкой отсчёта. Если композитором написано andante, вряд ли кто-то будет играть allegro. Но при этом надо понимать, что темп зависит от темперамента, настроения, физического состояния исполнителя, он может быть разным в некоторых пределах. Так же, следует помнить, что исторически темпы ускорялись с ускорением ритма жизни. К тому же, надо отметить, что. На уроке классического танца часто звучит вокальная, связанная со словом музыка: песни, романсы, арии, и т. д. Если в оригинале выбор темпа автором, во многом, связан с характером стихов и наиболее выразительным их пропеванием, то при проигрывании произведения на уроке, концертмейстер более свободен в выборе темпа, ориентируясь на требования, предъявляемые хореографией. Из этого можно сделать вывод о том, что темпы, указанные автором, можно корректировать в сторону замедления или ускорения. Возможно написание редакторских темпов в скобках на страницах сборников и хрестоматий. Хорошая музыка выдерживает разные темпы, не становясь хуже, но становясь несколько иной.

Как правило, отдельное упражнение исполняется в одном темпе от начала до конца. При этом бывают исключения из общего правила. В том. случае, если упражнение скомбинировано из движений, требующих разных темпов, приходится эти темпы менять. Например «дегаже» в «рон де жамб партер, пируэты в «батман тандю» или «батман фондю», «Рон де жамб ан и лер» в «батман фондю». и т.д.

Стиль исполнения rubato присущий романтической музыке, предполагающий ускорения, замедления, большую свободу в отношении темпов, на классическом уроке противопоказан. Ограниченно возможен только при растяжке у станка или на полу, в микродозах, в окончании фраз.

Уроками классического танца занимаются разные возрастные группы, в том числе и дети младшего возраста. У них темпы упражнений медленней, даже значительно медленней. Чтобы совсем уж не заскучать и не уснуть, можно играть упражнения в подвижных темпах, а дети, в этом случае, делают упражнение в своём медленном темпе, одно движение на один такт, а не два движения. Сказанное относится к упражнениям, где используются двухдольные или четырехдольные размеры (тандю, жетэ, фрапэ). В случае такого использования более подвижного темпа количество тактов удваивается. Концертмейстеру нужно быть готовым к этому, играть более крупные по объёму фрагменты, а не повторять восемь или шестнадцать тактов бесконечное количество раз.

Не спорьте с танцовщиками о темпах. На ваше ощущение темпа может влиять состояние, самочувствие, расположение духа, уверенное или недостаточное знание текста. Артисты балета чувствуют темп всем телом, всеми мышцами, ощущая нужный темп точнее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И КРАТКИЙ СЛОВАРЬ БАЛЕТНЫХ ТЕРМИНОВ

Когда вы в первый раз робко подойдёте к педагогу ведущему классический урок и спросите о том, что нужно играть на классе, вас попросят взять лист бумаги и продиктуют названия всех упражнений у станка и на середине, нужный музыкальный размер, нужное количество тактов для каждого упражнения. Причём это будут 3/4 или 2/4, воспринимайте это как трёхдольный и двудольный метр, в знаменателе могут быть и другие цифры (длительности). Ещё вам могут подсказать темп и характер музыки. Вот и всё, а дальше бросайтесь в воду и плывите сами, а это не так просто, как может показаться. Для начала вам, может быть и этого хватит, хотя на самом деле, и размеры могут быть другими, например:4/4, 4/8, 2/2, 3/2, 3/8, 6/8, 9/8, 12/8, и темпы для одного и того же упражнения могут быть разными, как умеренными, так и подвижными. Это зависит от выбранной метрической (дирижёрской) доли, принятой за единицу счёта. О дирижёрской доле я пишу не в смысле тяжёлой доле дирижёра. Имеется в виду, что в подвижных и быстрых темпах принято дирижировать не каждую долю в такте, а 2 доли, 3 доли, целый такт на один взмах. Иначе дирижёр будет выглядеть, как ветряная мельница и выдохнется через пять минут. Именно такими метрическими, дирижёрскими долями должен вести отсчёт концертмейстер, это расширяет выбор музыки, включая в репертуар произведения в подвижных темпах и сложных размерах. При этом количество тактов необходимых для упражнения меняется.

Обычно на уроке классического танца даётся 9–10 упражнений у станка и столько же на середине. Это, как правило одни и те же упражнения, основа одна и та же, но комбинации(начинка)всё время меняются. И здесь возможно большое разнообразие. Следует перечислить по названиям общепринятые упражнения. В этом есть необходимость, несмотря на то что сегодня можно зайти в интернет и послушать несколько вариантов урока и не только послушать, но и посмотреть видео. И всё же, будет не бесполезно, если я обозначу несколько возможных вариантов музыки для каждого упражнения.

Довольно часто перед собственно классом даётся разминка. Если она даётся в виде шага, бега, прыжков в ходе движения по кругу, то в этом случае следует играть марши, польки, быстрые польки, галопы, возможен канкан, музыка в стиле рэгтайм. В случае, если разминка даётся перед классом у станка, можно играть двудольную, четырехдольную, трёхдольную музыку в умеренном темпе. Выбор очень широк: от народной музыки, песенной, танцевальной, до эстрадной или классической. Это может быть молдавская хора или сицилиана на 6/8, а также может быть медленный фокстрот или медленный рок на 12/8. Всего не перечислить, а и задачи такой не ставится. Не буду давать подробного описания каждого из основных движений экзерсиса, их можно прочитать в прилагаемом к статье кратком словаре балетных терминов.

Но о характере движения, в общем и целом, и связанным с этим необходимым характером музыки сказать необходимо.

Начинается урок с деми плие и гранд плие, (равномерные, неторопливые полуприседания и глубокие приседания) иногда порознь, часто в одной комбинации. На этом упражнении принято играть трёхдольную музыку в умеренно медленном темпе. Вальсы, лендлеры, медленные мазурки, менуэты, молдавские хоры и сицилианы на 6/8, медленные бальные вальсы (миньон, вальс-бостон).

Батман тандю (чёткое, равномерное выдвижение прямой ноги по точкам, скользящей стопой на носок). Играется умеренно медленная, неторопливая музыка, двудольная или четырехдольная. Возможны медленные польки, гавоты, музыка в ритме хабанеры, танго, народные темы: русские, цыганские(в характере медленного выхода), венгерские с чётким пунктирным ритмом, бальные танцы (шакон, па-де-катр, венгерка.)

Батман тандю жете (резкие, но не высокие броски вытянутой ноги по точкам). Для этого упражнения можно играть двудольную и четырёхдольную музыку в умеренно подвижном темпе. Подойдёт всё перечисленное на батман тандю, только в несколько более подвижном темпе и более остро, маркатированно. К этому можно добавить тарантеллу, жигу, лезгинку в достаточно подвижных темпах, на 6/8 или 12/8, но дирижируемую на две или четыре доли.

Ронд де жамб партер (круговое движение вытянутой ноги, носком по полу). Для этого упражнения играется трехдольная музыка в медленном темпе-всё перечисленное на деми и гранд плие. При желании, думаю, можно играть и двудольную, четырёхдольную музыку в умеренно медленном темпе.

Батман фондю (мягкое, тающее движение, плие с неторопливым выведением рабочей ноги по точкам). Подходит медленная музыка лирического характера, как двудольная, четырёхдольная, так и трёхдольная. Можно играть музыку в сложных размерах 6/8,12/8,9/8, но в умеренно медленных темпах (хоры, сицилианы и тому подобное).

Батман фрапе (короткое, энергичное сгибание, разгибание, т. е. биение рабочей ноги). Движение острое, акцентированное, изящное, исполняется в довольно подвижном темпе. Требует музыки соответствующего характера двудольной либо четырехдольной, возможны 6/8 или 12/8 отсчитываемых соответственно на две и четыре доли. Для этого движения подходит ритм польки, кадрили, написанные в нужном размере и ритме, вариации из балетов для солистов и особенно солисток. Возможно использование мелодий танцевального характера разных народов, либо музыки с ярко выраженным национальным колоритом, созданной композиторами. Подойдёт музыка бальных танцев, в том числе, написанная в ритме румбы, самбы, ча-ча-ча.

Адажио. О характере движения говорит его название, во всяком случае в нём есть обозначение медленного темпа. Упражнение предполагает связность, слитность, медленный переход от одной позы к другой, это то, что в музыке обозначается термином legato. Для этого движения подходит музыка двудольная, трёхдольная, четырёхдольная, а также музыка, написанная в сложных размерах:6/8,9/8,12/8, дирижируемая соответственно на две, три и четыре доли в медленном темпе. Для этого упражнения подойдут: адажио из балетов, медленные части из сонат, симфоний, концертов, произведения в жанре ноктюрна, лирические песни: народные, советские, написанные композиторами разных стран, эстрадные, музыка из опер, оперетт, мюзиклов.

Гранд батман (мах прямой рабочей ноги на возможно большую высоту). Энергичное, размашистое движение, требующее музыки соответствующего характера. Как правило используется музыка в двудольном или четырехдольном размере и умеренно подвижном темпе. Чаще всего на этом упражнении играются марши, но возможны и другие варианты, скажем народная танцевальная музыка (русская, украинская, венгерская, цыганская……). Важно, чтобы в музыкальном сопровождении был акцент на доле, совпадающий с махом ноги.

Пор де бра (плавные, медленные наклоны корпуса вперёд, вбок, назад). Вместо пор де бра возможна растяжка на полу или у станка. На этих движениях играется музыка в медленном темпе спокойного, лирического характера. Как правило трёхдольная, такая же, как на плие или фондю, но также возможна и двудольная, четырёхдольная музыка.

Релеве (равномерное чередование поднятия на носок с опусканием на полную ступню). Для этого упражнения подходит как двудольный, четырёхдольный метр, так и трёхдольный и шестидольный, дирижируемый взмахом на целый такт. Если в первом случае темпы будут умеренно медленные, то на три и шесть долей, темп будет несколько живей. На этом упражнении можно играть польки, вальсы, народные темы, в том числе в ритме тарантеллы или лезгинки.

На середине могут даваться те же самые упражнения, что и у станка, но как правило, дающие экзерсис педагоги ограничиваются только некоторыми из них. Повторяться не имеет никакого смысла, поэтому стоит сосредоточиться на новых упражнениях, не фигурирующих на станке. Это маленькие, средние, большие прыжки, а также вращения-вся эта часть экзерсиса обозначается термином allegro (весело, быстро).

Маленькие прыжки на месте (соте, шажман де пье). Для этого движения подходит двудольная или четырёхдольная музыка в подвижном темпе. Движение легкое, воздушное, работают, в основном, стопы. Разумеется, и музыка должна быть соответствующего характера. Очень подходит ритм польки, но также возможны народные темы, быстрый фокстрот, рэгтайм….

Ассамбле. Это комбинация маленьких прыжков с продвижением. Играется для этого упражнения двудольная или четырехдольная музыка в достаточно подвижном темпе. В балетах можно найти множество подходящих вариаций для этого движения. Также можно играть всё перечисленное для маленьких прыжков на месте.

Жете. Тоже комбинация маленьких прыжков с продвижением и играть на ней можно музыку такого же размера и характера, как и на ассамбле.

Средние прыжки бывают двух видов: комбинации на месте со сменой позиций и комбинации с продвижением. В первом случае темп получается очень подвижный, так-как прыжки в этом упражнении не слишком высокие. Играть здесь можно, как трёхдольную музыку в очень подвижном темпе, так и двудольную, четырёхдольную, темп в этом случае будет менее подвижный. Для комбинаций с продвижением, как правило играется вальс в подвижном темпе.

Большие прыжки потому и называются большими, что требуют большой затраты сил, широты и большой амплитуды движений, максимальной высоты прыжка, большого продвижения. Поэтому они даются ближе к концу экзерсиса, когда танцоры уже достаточно разогреты. Играть на этом упражнении следует трёхдольную музыку. Как правило это вальс в умеренном темпе или болеро. Очень подходят вариации из балетов, но возможен и любой другой «большой вальс» Следует отметить, что особенно в мужских вариациях из балетов, довольно часто используется размер две и четыре четверти. Так что музыку в этих размерах и нужном характере вполне можно использовать для больших прыжков у мужчин. Для концертмейстера важно в этом упражнении правильно расставить акценты, которые должны подстегнуть танцоров в момент прыжка.

Вращения-предпоследние движения в экзерсисе. Вращения исполняются по диагонали, по кругу, на месте и могут быть достаточно разнообразными. Это тур шене, два тура пике шене, два тура пике содбаск, фуэтте, большой пируэт и другие. Вращение-это демонстрация умения, силы, техники, много раз повторенного одного и того же движения, что носит несколько механистический характер. Музыка должна соответствовать по характеру и темпу, а темп может быть разным в зависимости от возможностей танцовщиков (от подвижного до очень быстрого). Для вращений подходит двудольная музыка. Можно найти много балетной музыки, специально написанной для вращений в кодах па де де. Также подойдут быстрые польки, галопы, канканы, токкаты, подходящие по характеру и размеру финалы сонат, концертов, симфоний…. Должен отметить, что прыжки на середине делают чаще всего без перерыва несколько групп по три-четыре человека, с правой, потом с левой ноги каждое упражнение. Поэтому фрагменты, подготовленные для каждого упражнения, должны быть достаточно продолжительные, рассчитанные на большое количество тактов. Кроме того, следует иметь ввиду, что у женщин прыжок не такой высокий, как у мужчин, а это значит ,что темпы на прыжках для женщин должны быть чуть живее, чем для мужчин.

И наконец завершающее движение в экзерсисе-пор де бра, на котором играется плавная, спокойная, лирическая музыка. Чаще трёхдольная, такая же, как и на пор де бра у станка.

Пока это всё, что пришло в голову и вспомнилось. Надеюсь, что кому-нибудь записки послужат на пользу.

Считаю не лишним приложить к запискам краткий словарь балетных терминов, скачанный в интернете. Пригодится наверняка.

Хореографическая терминология — система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно.

Экзерсис у опоры или на середине — это комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Экзерсис выполняются у «станка» (прикрепленной кронштейнами к стене) и на середине учебного зала ежедневно Экзерсис состоят из одних и тех же элементов.

1.demi plie-(деми плие)-неполное «приседание».

2.grand plie-(гранд плие)-глубокое, большое «приседание».

3.relevé-(релеве)-«поднимание»,поднимание в стойку на носках с опусканием в ИП в любой позиции ног.

4.battement tendu-(батман тандю)-«вытянутый» скользящее движение стопой в положение ноги на носок вперед, в сторону, назад с возвращением скользящим движением в ИП.

5.battement tendu jeté-(батман тандю жете)«бросок»,взмах в положение книзу (25°, 45°) крестом.

6.demi rond-(деми ронд)-неполный круг, полукруг (носком по полу, на 45ана 90° и выше).

7.rond dejamb parterre-(ронд де жамб пар тер)-круг носком по полу круговое движение носком по полу.

8.rond de jamb en l’air-(ронд де жамб ан леер)-круг ногой в воздухе,стойка на левой правая в сторону, круговое движение голенью наружу или внутрь.

9.en dehors -(андеор)-круговое движение от себя, круговое движение наружу в тазобедренном или коленном суставе, а также повороты.10.en dedans-(андедан)-круговое движение к себе,круговое движение внутрь.

11.sur le cou de pied-(сюр ле ку де пье)-положение ноги на щиколотке (в самом узком месте ноги), положение согнутой ноги на голеностопном суставе впереди или сзади.

12.battement fondu-(батман фондю)-«мягкий», «тающий»,одновременное сгибание и разгибание ног в тазобедренном и коленном суставах.

13.battement frappe-(батман фрапэ)-«удар» -короткий удар стопой о голеностопный сустав опорной ноги, и быстрое разгибание в коленном суставе (25°, 45°) в положение на носок или книзу.

14.petit battement-(пти батман)-«маленький удар»-поочередно мелкие, короткие удары стопой в положение ку де пье впереди и сзади опорной ноги.

15.battu- (ботю) -«бить» непрерывно, мелкие, короткие удары по голеностопному суставу только впереди или сзади опорной ноги.

16.double- (дубль)- «двойной», • battement tendu — двойной нажим пяткой • battement fondu -двойной полуприсед • battement frapper — двойной удар.

17.passe-(пассе) — «проводить», «проходить», положение согнутой ноги, носок у колена: впереди, в сторону, сзади.

18.relevelent- (релевелянт) — «поднимать» медленно, плавно медленно на счет 1-4 1-8 поднимание ноги вперед, в сторону или назад и выше.

19.battement soutenu-(батман сотеню)-«слитный»-из стоики на носках с полуприседом на левои, правую скольжением вперед на носок (назад или в сторону) и скольжением вернуть в ИП.

20.développe-(девелопе) — «раскрывание», «развернутый»,из стоики на левои, правую скользящим движением до положения согнутой (носок у колена) и разгибание ее в любом направлении (вперед, в сторону, назад) или выше.

21.adajio-(адажио)-медленно, плавно включает в себя гранд плие, девелопе, релевелянт, все виды равновесий, пируэты, повороты. Слитная связка на 32, 64 счета.

22.attitude-(аттетюд) — поза с положением согнутой ноги сзади, стойка на левой, правую в сторону — назад, голень влево.

23.terboushon-(тербушон) — поза с положением согнутой ноги впереди (аттетюд впереди) стоика на левои, правую вперед, голень вниз влево.

24.degaje-(дегаже)-«переход» из стойки на левой правую вперед на носок, шагом вперед через полуприсед по IV позиции, выпрямляясь, стойка на правой, левую назад, на носок. Из стойки на левой правая в сторону на носок, шагом в сторону через полуприсед по II позиции стойка на правой, левая в сторону на носок.

25.grand battement-(гранд батман) — «большой бросок, взмах» на 90° и выше через положение ноги на носок.

26.tombée-(томбэ) — «падать» из стойки на носках в пятой позиции выпад вперед (в сторону, назад) с возвращением в ИП скользящим движением.

27.picce-(пикке) — «колющий», стойка на левой правая вперед к низу, быстрое многократное касание носком пола.

28.pounte-(пуанте) — «на носок», «касание носком» из стоики на левой, правая вперед, в сторону или назад на носок взмах в любом направлении с возвращением в ИП.

29.balance-(балансе) — «покачивание», маятниковое движение ног вперед кверху — назад книзу, вперед — назад, вперед-назад кверху.

30.allongée-(аллянже) — «дотягивание», завершающее движение рукой, ногой, туловищем.

31.pordebras-(пор де бра) -«перегибы туловища», наклон вперед, назад, в сторону. То же самое в растяжке.

32.temps lie-(тан лие)-маленькое адажио,1-полуприсед на левой,2 — правую вперед на носок, 3 — перенести центр тяжести на правую, левую назад на носок, 4-ИП 5.то же самое в сторону и назад.

33.failli-(фай»)-«летящий», ИП — 5 позиция правая впереди. Толчком 2-мя прыжок вверх, опускаясь в скрестный выпад левой в сторону, левая рука вверх, правая назад -толчком левой и взмахом правой назад книзу прыжок вверх на 2 руки вниз. 34.allegro-(аллегро)-«веселый», «радостный»,часть урока, состоящая из прыжков, выполняемая в быстром темпе.

Дополнение:

A LA SECONDE [а ля сегонд] — положение, при котором исполнитель располагается en face, а «рабочая» нога открыта в сторону на 90°.

ALLONGE, ARRONDIE [алонже, аронди] — положение округленной или удлиненной руки.

ARABESQUE [арабеск] — поза классического танца, при которой нога отводится назад «носком в пол» на 45°, 60° или на 90°, положение торса, рук и головы зависит от формы арабеска.

ARCH [атч] — арка, прогиб торса назад.

ASSEMBLE [асеамбле] — прыжок с одной ноги на две выполняется с отведением ноги в заданном направлении и собиранием ног во время прыжка вместе.

ATTITUDE [аттитюд] — положение ноги, оторванной от пола и немного согнутой в колене.

BATTEMENT AVELOPPE [батман авлоппе] — противоположное battement developpe движение, «рабочая» нога из открытого положения через passe опускается в заданную позицию.

BATTEMENT DE VELOPPE [батман девлоппе] — вынимание ноги вперед, назад или в сторону скольжением «рабочей» ноги по опорной.

BATTEMENT FONDU [батман фондю] — движение, состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого «рабочая» нога приходит в положение sur le cou-de-pied спереди или сзади опорной ноги, а затем следует одновременное вытягивание коленей, и «рабочая» нога открывается вперед, в сторону или назад. В модерн-джаз танце используется также форма fondu из урока народно-сценического танца.

BATTEMENT FRAPPE [батман фраппе] — движение, состоящее из быстрого, энергичного сгибания и разгибания ноги, стопа приводится в положение sur le cou-de-pied в момент сгибания и открывается носком в пол или на высоту 45° в момент разгибания вперед, в сторону или назад.

BATTEMENT RELEVE LENT [батман релеве лян] — плавный подъем ноги через скольжение по полу на 90° вперед, в сторону или назад.

При научении словаря необходимо помнить о том, что движения классического танца, заимствованные модерн-джаз танцем, очень часто видоизменяются. Особенно это касается выворотного и параллельного положения. В связи с этим в словаре дается терминология классического балета без изменений (см. Все о балете//Составитель Е.Я. Суриц. М., 1966, Энциклопедия «Балет». М., 1981 и др.), а изменение положений зависит от контекста урока. Зачастую происходит терминологическое наложение английской и французской терминологии, например, temps leve аналогичен hop, battement tendu аналогичен brack, kick соответствует grand battement developpe и т.д. В этом случае необходимо использовать движение в зависимости от конкретного упражнения.

BATTEMENTRETIRE [батман ретире] — перенос через скольжение «рабочей» ноги, через passe из V позиции впереди в V позицию сзади.

BATTEMENT TENDU [батман тандю] — движение ноги, которая скользящим движением отводится на носок вперед, назад или в сторону. В модерн-джаз танце исполняется так же по параллельным позициям.

BATTEMENT TENDU JETE [батман тандю жете] — отличается от battement tendu активным выбрасыванием ноги в воздух на высоту.

BODY ROLL [боди ролл] — группа наклонов торса, связанная с поочередным перемещением центра корпуса в боковой или фронтальной плоскости (синоним «волна»).

BOUNCE [баунс] — трамплинное покачивание вверх-вниз, в основном происходит либо за счет сгибания и разгибания коленей, либо пульсирующими наклонами торса.

BRUCH [браш] — скольжение или мазок всей стопой по полу перед открытием ноги в воздух или при закрытии в позицию.

CONTRACTION [контракпш] — сжатие, уменьшение объема корпуса и округление позвоночника, начинается в центре таза, постепенно захватывая весь позвоночник, исполняется на выдохе.

CORKSCREW TURN [корскру повороты] — «штопорные» повороты, при которых исполнитель повышает или понижает уровень вращения.

COUPE [купе] — быстрая подмена одной ноги другой, служащая толчком для прыжка или другого движения.

CURVE [кёрф] — изгиб верхней части позвоночника (до «солнечного сплетения») вперед или в сторону.

DEEP BODY BEND [диип боди бэнд] — наклон торсом вперед ниже 90°, сохраняя прямую линию торса и рук.

DEEP CONTRACTION [диип контракшн] — сильное сжатие в центр тела, в котором участвуют все сочленения, т.е. в это движение включаются руки, ноги и голова.

DE GAGE [дегаже] — перенос тяжести корпуса с одной ноги на другую по второй позиции (вправо, влево) и по четвертой позиции ног (вперед, назад), может исполняться как с demi-plie, так и на вытянутых ногах.

DEMI-РЫЁ [деми-плие] — полуприседание, при котором пятки не отрываются от пола.

DEMIROND [деми ронд] — полукруг носком ноги по полу вперед и в сторону, или назад и в сторону.

DROP [дроп] — падение расслабленного торса вперед или в сторону.

ECARTE [экарте] — поза классического танца (a la seconde), развернутая по диагонали вперед или назад, корпус чуть отклонен от поднятой ноги.

ЕМВО1ТЁ [амбуате] — последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах, пальцах и с прыжком. Прыжки emboite — поочередное выбрасывание согнутых в коленях ног вперед или на 45°.

EN DEDANS [ан дедан] — направление движения или поворота к себе, вовнутрь.

EN DEHORS [ан деор] — направление движения или поворота от себя или наружу.

EPAULMENT [эпольман] — положение танцовщика, повернутого в 3/4 в т. 8 или т. 2, различается epaulement croise (закрытый) и epaulement efface (стертый, открытый),

FLAT BACK [флэт бэк] — наклон торса вперед, в сторону (на 90°), назад с прямой спиной, без изгиба торса.

FLAT STEP [флэт стэп] — шаг, при котором вся стопа одновременно ставится на пол.

FLEX [флекс] — сокращенная стопа, кисть или колени.

FLIK [флик] — мазок стопой по полу к опорной ноге.

FOUETTE [фуэтте] — прием поворота, при котором тело исполнителя поворачивается к зафиксированной в определенном положении ноге (на полу или в воздухе).

FROG-POSITION [фрог-позишн] — позиция сидя, при которой согнутые в коленях ноги касаются друг друга стопами, колени должны быть максимально раскрыты в стороны,

GLISSADE [глиссад] — партерный скользящий прыжок без отрыва от пола с продвижением вправо-влево или вперед-назад.

GRAND BATTEMENT [гран батман] — бросок ноги на 90° и выше вперед, назад или в сторону.

GRAND JETE [гран жете] — прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону. Ноги раскрываются максимально и принимают в воздухе положение «шпагат».

GRAND PLIE [гран плие] — полное приседание.

HIGH RELEASE [хай релиз] — высокое расширение, движение, состоящее из подъема грудной клетки с небольшим перегибом назад.

HINGE [хинч] — положение танцора, при котором прямой, без изгибов торс отклоняется назад на максимальное расстояние, колени согнуты, стопы на полупальцах,

HIP LIFT [хип лифт] — подъем бедра вверх.

НОР [хоп] — шаг-подскок, «рабочая» нога обычно в положении «у колена».

JACK KNIFE [джэк найф] — положение корпуса, при котором торс наклоняется вперед, спина прямая, опора на руки, колени вытянуты, ноги во второй параллельной позиции, пятки не отрываются от пола.

JAZZ HAND [джаз хэнд] — положение кисти, при котором пальцы напряжены и разведены в стороны.

JELLY ROLL [джелли ролл] — движение пелвисом, состоящее из мелкого сокращения мышц с одновременным небольшим поворотом пелвиса вправо-влево (синоним — шейк пелвиса.)

JERK-POSITION [джерк-позишн] — позиция рук, при которой локти сгибаются и немного отводятся назад, за грудную клетку, предплечья располагаются параллельно полу.

JUMP [джамп] — прыжок на двух ногах.

KICK [кик] — бросок ноги вперед или в сторону на 45° или 90° через вынимание приемом developpe,

LAY OUT [лэй аут] — положение, при котором нога, открытая на 90° в сторону или назад, и торс составляют одну прямую линию.

LEAP [лиип] — прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед или в сторону.

WCOMOTOR [локомотор] — круговое движение согнутых в локтях рук вдоль торса.

LOW BACK [лоу бэк] — округление позвоночника в пояснично-грудном отделе.

PAS BALANCE [па балансе]- па, состоящее из комбинации tombe ираз de Ъоиггёе. Исполняется с продвижением из стороны в сторону, реже — вперед-назад.

PAS CHASSE [па шассе] — вспомогательный прыжок с продвижением во всех направлениях, при исполнении которого одна нога «догоняет» другую в высшей точке прыжка.

PAS DE BOURREE [па де бурре] — танцевальный вспомогательный шаг, состоящий из чередования переступаний с одной ноги на другую с окончанием на demi-plle. Синоним step pas de bourree, В модерн-джаз танце во время pas de Ьоиггёе положение sur le cou-de-pied не фиксируется.

PAS DE CHAT [па де ша] — прыжок, лимитирующий прыжок кошки. Согнутые в коленях ноги отбрасываются назад.

PAS FAILLJ [па файи] — связующий шаг, состоящий из проведения свободной ноги через проходящее demlplie по I позиции вперед или назад, затем на ногу передается тяжесть корпуса с некоторым отклонением от вертикальной оси.

PASSE [пассе] — проходящее движение, которое является связующим при переводе ноги из одного положения в другое, может исполняться по первой позиции на полу (passepar terre), либо на 45° или 90°.

PIQUE [пике] — легкий укол кончиками пальцев «рабочей» ноги об пол и подъем ноги на заданную высоту.

PIROUTTE [пируэт] — вращение исполнителя на одной ноге en dehors или еп dedans, вторая нога в положении sur le cou-de-pied.

PLIE RELEVE [плие релеве] — положение ног на полупальцах с согнутыми коленями.

POINT [пойнт] — вытянутое положение стопы.

PRANCE [прайс] — движение для развития подвижности стопы, состоящее из быстрой смены положения «на полулальцах» и point.

PREPARATION [препарасъон] — подготовительное движение, выполняемое перед началом упражнения.

PRESS-POSITION [пресс-позишн] — позиция рук, при которой согнутые в локтях руки ладонями касаются бедер спереди или сбоку.

RELEASE [релиз] — расширение объема тела, которое происходит на вдохе.

RELEVE [релеве] — подъем на полупальцы.

RENVERSE [ранверсе] — резкое перегибание корпуса в основном из позы atitude croise, сопровождающееся pas de bouree en tournant.

ROLL DOWN [ролл даун] — спиральный наклон вниз-вперед, начиная от головы.

ROLL UP [ролл an] — обратное движение, связанное с постепенным раскручиванием и выпрямлением торса в исходную позицию.

ROND DE JAM BE PAR TERRE [рон де жамб пар терр] — круг вытянутой ногой, касаясь пальцами пола.

ROVD DE JAM BE EN L ‘AIR [рон де жамб анлер] — круговое движение нижней части ноги (голеностопа) при фиксированном бедре, отведенном в сторону на высоту 45° или 90°.

SAUTE [соте] — прыжок классического танца с двух ног на две ноги по I, II, IV и V позициям.

SHIMMI [шимми] — спиральное, закручивающееся движение пелвисом вправо и влево,

SIDE STRETCH [сайд стрэтч] — боковое растяжение торса, наклон торса вправо или влево.

SISSON OUVERTE [сиссон уверт] — прыжок с отлетом вперед, назад или в сторону, при приземлении одна нога остается открытой в воздухе на заданной высоте или в заданном положении.

SOUTENU EN TQURNANT [сутеню ан турнан] — поворот на двух ногах, начинающейся с втягивания «рабочей* ноги в пятую позицию.

SQUARE [сквэа] — четыре шага по квадрату: вперед-в сторону-назад-в сторону.

STEP BALL CHANGE [стэп болл чендж] — связующий шаг, состоящий из шага в сторону или вперед и двух переступаний на полупальцах (синоним step pa de hour ее,

SUNDARI [зундари] — движение головы, заключающееся в смещении шейных позвонков вправо-влево и вперед-назад.

SURLE COU-DE-PIED [сюр ле ку-де-пье] — положение вытянутой ступни «работающей» ноги на щиколотке опорной ноги спереди или сзади.

СВИНГ — раскачивание любой частью тела (рукой, ногой, головой, торсом) в особом джазовом ритме.

THRUST [фраст] — резкий рывок грудной клеткой или пелвисом вперед, в сторону или назад.

TILT [тилт] — угол, поза, при которой торс отклоняется в сторону или вперед от вертикального положения, «рабочая» нога может быть открыта в противоположном направлении на 90° и выше.

ТОМВЁ [томбе] — падение, перенос тяжести корпуса на открытую ногу вперед, в сторону или назад на demi-plie,

TOUCH — приставной шаг или шаг на полупальцы без переноса тяжести корпуса.

TOUR CHA^NES [тур шене] — исполняемые на двух ногах по диагонали или по кругу на высоких полупальцах следующие один за другим полуповороты, в модерн-джаз танце могут исполняться на полной стопе и в demi-plie.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Наверх