101 год со Дня рождения У.П. Хмельницкого
К 101-летию со Дня рождения У.П. Хмельницкого, выдающегося балетмейстера, постановщика военных и народных плясок. Совсем недавно отмечалось столетие со дня рождения мастера, и к этой дате мной лично, а так же на сайте ансамбля им. А.В. Александрова были опубликованы довольно большие заметки об отце. О его творчестве, достижениях, заслугах, наградах. Всё это можно найти в интернете на моей страничке «В контакте», на сайте ансамбля Александрова и на этом сайте.
Часто вспоминая отца, сожалею, что в текучке дел мало разговаривал с ним, мало расспрашивал о его детстве, службе в армии в годы Великой Отечественной Войны, о работе в окружных ансамблях в послевоенное время. А ещё часто вспоминаю о совместной работе в ансамбле Александрова в 80-90 годах. О творческой атмосфере на репетициях, где создавались, отрабатывались, шлифовались и каждый год выпускались новые постановки. Многие из этих постановок и сейчас в репертуаре ансамбля Александрова.
Начиная с шестидесятых годов прошлого века и до сегодняшнего дня в каждом концерте ансамбля, балет, как правило, исполняет два-три номера отца. В 2022-2023 годах после очень большого перерыва были восстановлены и с успехом прошли на концертах и гастролях два номера: «Весна 45 года» и « Тёркин среди нас». Эти прекрасные номера безусловно обогатили текущий репертуар балета. Но в условиях, когда новые удачные постановки уже довольно давно не осуществляются, логично было бы продолжить эту работу и восстановить ещё несколько номеров У.П. Хмельницкого. И в первую очередь великолепную постановку «Голубые береты». Этот номер с успехом проходил и в нашей стране, и на многочисленных зарубежных гастролях. «Голубые береты»-танец десантников, являющийся без преувеличения новаторской постановкой, показывает не рабоче-крестьянскую, а новую, современную армию. Лексика танца основана не на русских народных движениях, а на демиклассике, движениях свойственных боевым искусствам, брейк-дансу. В танце много сложных технических элементов (трюков), подобранных в соответствии с боевым характером номера. В ткань хореографии органично вплетены партерный брейк-данс и контактный бой. В номере показаны две ипостаси десантников: напряжение боя, рукопашной схватки и тема голубых просторов, прыжков с парашютом. Обе эти темы нашли своё отражение в музыке к танцу. В качестве основной темы используется «Марш десантников» талантливейшего композитора Марка Минкова, но в несколько ином, ритмически более сложном и динамичном изложении. С моей точки зрения (и не только с моей) номер удался. Думаю сейчас он бы выстрелил и попал в десятку, прозвучал бы современно и своевременно. Ну а в том, что такая постановка лет пятнадцать лежит на полке, вижу проявление предвзятости и отсутствие объективной оценки этого номера.
Второй забытой постановкой, которая могла бы украсить программы концертов ансамбля А.В. Александрова является сценическое действо к хору из оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов» «Расходилась, разгулялась…» Конечно, это произведение может исполняться только хором и оркестром, но изначально этот оперный хор подразумевает сценическое действие, танец. И балетмейстеру удалось убедительно и точно воплотить характер музыки в хореографии этой сцены. «Расходилась, разгулялась удаль молодецкая»-вот основное содержание мощно и зримо переданное и в музыке, и в танце. Как мне помнится в сцене были задействованы бояре, воины, крестьяне, может быть ещё кто-то (исторические костюмы были хороши). Эта постановка с успехом показывалась в России, на гастролях в Турции, Бельгии, Франции, Америке, Канаде… Совместное исполнение сцены всем ансамблем многократно усиливало воздействие на публику и не существует веских причин от этого отказываться. В концертах ансамбля Александрова часто присутствует оперный блок и в него органично могла бы войти эта сцена с балетом. В другой блок старинных солдатских песен таких как: «Донцы-молодцы», «Солдатушки-ребятушки», «Песня военных музыкантов» и другие, могла бы хорошо вписаться «Старосолдатская пляска».
Одним из последних номеров отца, поставленных в Ансамбле Александрова был «Зимний праздник». Это масштабный, красочный номер, сюита, живописующая масленичные гуляния. Мне могут возразить, что имеется в репертуаре прекрасный номер «Зимушка», зачем же нужен ещё и «Зимний праздник»? На это резонно ответить, что эти два номера можно чередовать или какое-то время отдохнуть от «Зимушки». Дело в том, что танцуя ограниченное и не такое уж большое количество номеров, в условиях, когда новых достойных постановок просто нет, жизненно необходимо восстанавливать «старые» номера, созданные мастером, тем более, что видеозаписи всех перечисленных постановок имеются в наличии. Если этого не делать, артисты балета могут заскучать, а это ведет к застою, стагнации. Думаю, что нам всем хотелось бы этого избежать: и артистам балета, и руководству Ансамбля им. А.В. Александрова, и уж конечно У.П. Хмельницкому, руководившему танцевальным коллективом ансамбля с 1967 г. по 1991 г. в должности главного балетмейстера, вложившего в коллектив много сил, энергии, труда и таланта, создавшего основу репертуара балета ансамбля, а ныне наблюдающего за успехами коллектива с небес.